Янв. 22.

Факторы развития гендерной идентичности. Младший школьный возраст. Развитие ребенка.

В процессе гендерной социализации ребенка, когда происходит усвоение  социальных ролей, разделение деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от половой принадлежности, развивается его гендерная идентичность.

На каждом возрастном этапе складывается своеобразная специфическая социальная ситуация развития, определяющая становление гендерной идентичности ребенка, ее компонентов под влиянием разнообразных микро – и макросредовых факторов.

В период школьного обучения важным фактором в развитии гендерной идентичности становится опыт, полученный в образовании. В школе педагоги продолжают начатое родителями формирование разного типа поведения у мальчиков и девочек, соответствующего нормативным представлениям о мужском и женском в современном обществе. Учителя уделяют больше внимания мальчикам, ожидая от них более высоких результатов там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу.

Предполагается, что девочка должна знать, а не исследовать и сомневаться в истинности и полноте знаний. Мальчиков побуждают к разным видам активности и настаивают на поиске правильного или более рационального ответа. Таким образом, мальчиков ориентируют на достижения, на преодоление трудностей, на более высокий уровень притязаний. Количество и качество внимания к девочкам демонстрирует в скрытой форме, что они играют вторую роль в классе. В большинстве случаев неуспех девочек учителя объясняют отсутствием способностей, тем самым меньше настраивая их на работу, а плохие успехи мальчиков связываются с недостатком трудолюбия, усилий, поэтому их стимулируют работать больше, чтобы добиться успеха.

Школьные учебники, начиная с младшего класса, подкрепляют разное отношение учителей к мальчикам и девочкам. В качестве главных действующих лиц преобладают мальчики и мужчины. В большинстве иллюстраций, рассказов, упражнений женские персонажи имеют стереотипные характеристики – они пассивны и ждут помощи, поддержки со стороны. В ходе анализа учебников для младшего звена школы, проведенного И. С. Клециной и Н. Н. Оболенцевой (1997), были получены аналогичные данные. Исследователи, работая с пятью учебниками для 1-2 классов общеобразовательной школы, выявили, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений  лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью и, чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуации отдыха, развлечений и занимающимися учебными делами. Так подкрепляется представление о четком разделении труда, когда господство в публичной сфере отдается мужчинам, а женщина остается занятой в сфере домашнего хозяйства.

 

Также по этой теме: 

 Факторы развития гендерной идентичности

Раннее детство

Дошкольный возраст

Подростковый возраст

Статья  подготовлена для сайта “Домик в Интернете”, автор:

кандидат психологических наук Терешенкова Екатерина Юрьевна. 

Перепечатка материалов без активной ссылки на сайт www. domik-v-internete.ru запрещена!

 

By Master | Posted in Гендерная идентичность, Детский психолог | Both comments and trackbacks are currently closed.

Tagged: , , , , , , , ,