Янв. 22.

Факторы развития гендерной идентичности. Раннее детство. Развитие ребенка.

В процессе гендерной социализации ребенка, когда происходит усвоение  социальных ролей, разделение деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от половой принадлежности, развивается его гендерная идентичность.

На каждом возрастном этапе складывается своеобразная специфическая социальная ситуация развития, определяющая становление гендерной идентичности ребенка, ее компонентов под влиянием разнообразных микро – и макросредовых факторов.

 

Начиная с рождения, девочкам и мальчикам задают разные направления развития. Описывая различия в процессе социализации, М. Мид отмечала феномен «двойной цепи ожиданий», связывающих и мальчиков, и девочек. Мальчиков готовят к тому, что они всегда должны добиваться успеха, девочку – показывать свою беспомощность и несостоятельность. Это происходит через идентификацию с закрепленными в культуре представлениями о мужском и женском, и в раннем возрасте самое большое влияние в этом процессе оказывают родители, так как семья, как институт социализации, является самым первым в жизни ребенка. Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще даже до рождения ребенка. Будущие родители и окружающие их люди интересуются полом ребенка, потому что в зависимости от этого представляют себе детей по – разному. Как отмечает Ш. Берн, «родители хотят знать пол ребенка, потому что от этого зависит, как они его назовут, какую одежду, украшения будут ему покупать, чем будут с ним заниматься». Они уже имеют определенный набор признаков и характеристик, закрепленный за каждым полом в том или ином обществе в рамках определенной культуры, и в процессе воспитания ребенка передают ему эти социокультурные данности. Широко известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола. Например, в исследовании Л. Сидорович и Г. Ланни (1980) взрослые, разделенные на три группы, общались с 10-месячным ребенком. Одной группе сказали, что ребенок – девочка, другой – мальчик, а третьей вообще не дали информацию о поле. 50% мужчин и 80% женщин из группы, которая занималась с мальчиком, играли с ребенком с помощью мяча, в меньшем числе случаев – использовали жевательное кольцо. В группе, которой ребенок был представлен как девочка, 72% женщин и 89% мужчин выбрали куклу. Родители подкрепляют дифференциальную социализацию так же различным отношением к дочерям и сыновьям. Начиная с маминой реакции на крик (мамы быстрее приходят к девочкам, чем к мальчикам), с постоянного стремления держать дочку как можно ближе к себе, на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях справиться с ситуацией, необходимость в опоре, поддержке другого человека, формируется внешний локус контроля. Уверенность в себе, внутренний контроль не становятся значимыми для девочки. Игрушки, которые дарят родители, так же закрепляют качества, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности – фемининности. Девочкам обычно предлагают играть куклами, детской посудой, их игры связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий. Мальчики играют солдатиками, пистолетиками, конструкторами, их игры стимулируют активность, самостоятельность, любознательность.

В раннем возрасте основную заботу о детях осуществляет мать, что отражается на становлении гендерной идентичности ребенка. Нэнси Ходоров, анализируя отношения между матерью и младенцем, попыталась объяснить «воспроизводство из поколения в поколение некоторых общих, практически универсальных, различий, которые характеризуют личность мужчины и женщины и их роли», связав это с тем, что «в действительности, в основном, именно женщины в любом обществе отвечают за заботу о маленьких детях». Это обуславливает различную личностную динамику формирования гендерной идентичности мальчиков и девочек. Становление идентичности девочки происходит в условиях постоянно развивающихся отношений, так как «мать относится к своей дочери как к подобной себе и как к продолжению самой себя», поэтому девочка, идентифицируя себя как женщину, ощущает себя похожей на свою мать. «К сыну мать относится как к своей противоположности», соответственно, мальчик, идентифицируясь, как мужчина, отделяет себя от матери. Следовательно, в последствии у мальчиков и девочек различается опыт взаимоотношений с другими людьми: определяя мужественность через автономию, а женственность – через привязанность, близкие отношения с другими людьми можно рассматривать как угрозу гендерной идентичности мужчины, а отделенность – как угрозу гендерной идентичности женщины. Таким образом, характерной особенностью жизни мужчин становятся сложности в отношениях с другими людьми, а жизни женщины – проблемы автономии. Кроме того, у мужчин и женщин формируется структура ожиданий, согласно которой общая забота о благополучии ребенка лежит на матери, и что женщины по своей природе должны заботиться о детях.

То, что женщина осуществляет материнскую заботу, является основной чертой организации пологендерной системы: воспроизводство материнской заботы обуславливает воспроизводство места, роли женщины в обществе и служит основой разделения труда по признаку пола. Женщины, являясь в раннем возрасте основными воспитателями, влияют на развитие у девочек потребности и способности к установлению отношений с другими людьми, на формирование «психологического самоопределения через отношения, которое побуждает их в дальнейшем к осуществлению материнской заботы». Так воспроизводится стандартная структура семьи в том виде, в каком она существует в обществе, построенном на господстве мужчин.

Также по этой теме: 

 Факторы развития гендерной идентичности

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

 

Статья  подготовлена для сайта “Домик в Интернете”, автор:

кандидат психологических наук Терешенкова Екатерина Юрьевна. 

Перепечатка материалов без активной ссылки на сайт www. domik-v-internete.ru запрещена!

By Master | Posted in Гендерная идентичность, Детский психолог | Both comments and trackbacks are currently closed.

Tagged: , , , , , , , ,